Презентация промежуточных Национального и Альтернативного отчетов по реализации рекомендаций по УПО состоялась в Душанбе

Презентация промежуточных Национального и Альтернативного отчетов по реализации рекомендаций по УПО состоялась в Душанбе

Презентация промежуточных Национального и Альтернативного отчетов по реализации рекомендаций государств–членов Совета ООН в связи с Универсальным периодическим обзором РТ по правам человека на 2013-2015 годы состоялась 4 апреля в Душанбе.  

В самом начале встречи Уполномоченный по правам человека в РТ Зариф Ализода отметил важность продолжения такой практики сотрудничества государственных и неправительственных структур по подготовке отчетов в различные структуры ООН.
Заведующий отделом гарантий прав человека исполнительного аппарата президента РТ Музаффар Ашуров отметил: «Каждое наше мероприятие дает нам новые подходы, новые пути для решения важнейших проблем и вопросов, стоящих перед нами. Сегодняшняя встреча также нацелена на это. Такого рода встречи только на пользу дела. У нас идет реализация Национального плана по УПО. Тот отчет, который мы представили, является неким проектом, но я допускаю, что, возможно, не все там отражено. Мы выявили, что пункты Национального плана выполняются недостаточно и неточно. И данный отчет даст импульс всем ведомствам и органам Правительства, чтобы выполнять лучше пункты Национального плана, чтобы мероприятия выполнялись в срок и качественно. Этот промежуточный отчет для нас является инструментом самоконтроля, чтобы мы знали, что не нужно расслабляться, а нужно усилить свою деятельность в направлении того, чтобы все министерства и ведомства безоговорочно выполняли все обязательства. Последняя новость – ратификация Факультативного Протокола к Конвенции по ликвидации дискриминации в отношении женщин уже направлена для рассмотрения в Парламент». 
Независимый эксперт Зульфикор Замонов акцентировал внимание присутствующих на вовлечении представителей гражданского общества в состав рабочих групп по выполнению рекомендаций УПО, что, собственно, предусмотрено пунктом 5 Национального плана. «Другая проблема - отсутствие единого координационного центра, который занимался бы мониторингом рекомендаций не только по УПО, но и по всем остальным договорным органам. Нужно начать эту работу не только на уровне разговоров, но и на практике», - сказал он.
Далее он обозначил основные проблемы в рассматриваемой области. «Реализация прав женщин и гендерного равенства – закон о противодействии насилию в семье. Прошел год, но мы не видим четкой реализации данного закона. В ознакомлении с этим законом нуждаются регионы», - сказал Замонов. 
По его словам, недостаточно исполняются рекомендации и в области Конвенции по правам ребенка. Замонов считает, что нужно усилить работу в направлении выполнения рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка. 
А вот в сфере свободы от пыток, по мнению эксперта, работа проводится сравнительно эффективно. «В феврале во второй раз приезжал Спецдокладчик ООН по вопросам пыток Хуан Мендес. Но нужно отметить, что пока еще не внесены те изменения и дополнения, которые были отмечены: санкции по статье пыток. Также нужно усилить работу по созданию института независимой экспертизы, по внедрению Стамбульского протокола. Были приняты некоторые внутренние документы. Было пособие, разработанное Генеральной прокуратурой, Инструкция о задержании, которая позволяет предупреждать факты пыток. Есть практика выплаты компенсации жертвам пыток. В национальное законодательство включены основания возмещения морального вреда за пытки», - перечислил Замонов. 
По его словам, есть существенный сдвиг и в судебной реформе - 18 ноября прошлого года был принят важный документ Пленума ВС о практике применения международных документов. Иными словами, теперь при рассмотрении судами дел используются, наряду с нормами внутреннего национального права, нормы международно-правовых договоров, ратифицированных Таджикистаном. 
В сфере трудовой миграции Замонов порекомендовал обратить внимание на учет выезда трудовых мигрантов. «Не учитывается то, что на выезд в миграцию выезжают лица и до 18 лет. Эти лица остаются за бортом, нужно обратить внимание и на это», - сказал он.
Настоящая полемика развернулась вокруг рекомендации по свободе религии – возможности женщинам молиться в мечетях. «Как по Конвенции это отражать в отчетах? Как нам указывать выполнение данной рекомендации, какой ответ указывать? Фетва. Если провести социсследование, скорее всего, большинство поддержат такую инициативу. Как быть в этих случаях?», - задался вопросом М. Ашуров. 
На что З. Замонов ответил, что вопросы, связанные с религией, требуют отдельного обсуждения в обществе. «Сложность заключается в том, что в последнее время мы сталкиваемся с различного рода проблемами в этой области. Насколько правительство должно регулировать эти вопросы, насколько устанавливать какие-то грани – все это нужно обсуждать отдельно. Нужно привлекать экспертов в области религиозной деятельности», - сказал он. 
Ашуров продолжил: «Либо мы принимаем эту рекомендацию, несмотря на то, что многие «за» фетву, однако учитывая мнение меньшинства, мы скажем, что это неправильная фетва, либо скажем, что нет, эта рекомендация не в пользу общества, мы ее не принимаем и не выполняем». 
По словам Замонова, фетва носит рекомендательный характер. «Нужно учитывать статью Конституции о равноправии мужчин и женщин. Это те вопросы, которые не должны обсуждаться. Допустимо какое-то обсуждение в этом вопросе, но это вопрос больше не юридического характера, а культурного характера», - отметил эксперт. 
Представитель министерства юстиции РТ Асадулло Хакимов отметил, что исполнение многих рекомендаций требует финансовых и технических ресурсов. «Мы быстро все ратифицировали, но потом из-за отсутствия ресурсов не смогли на практике выполнить все рекомендации в рамках ратифицированных документов. Наш промежуточный отчет состоит из 27 пунктов, мы объединили некоторые схожие рекомендации в один пункт. Ответы состоят из предоставления информации о принятых нормативно-правовых актах, мерах по приведению в соответствие некоторых институтов, ювенальной юстиции, пыткам, ратификации протоколов, домашнем насилии, свободе СМИ, мигрантов, судебной реформы и т.д. Вопрос касательно финансовых ресурсов. Например, ратификации протокола к МПГПП. Мы недавно обратились ко всем ведомствам с тем, чтобы активизировать работу в этом направлении. И при ратификации нужно будет строить больше закрытых учреждений. У нас бюджет ограничен, мы не сможем за сжатые сроки все построить и привести в соответствие с международными нормами. Мы работаем в этом направлении, но нужна еще большая активизация в этом направлении», - отметил он. 
М. Ашуров подчеркнул, что правительство РТ делает все, что от него зависит. «По вопросу ратификации Конвенции о правах инвалидов - мы против принятия, однако, есть министерства, которые за принятие. Минфин сейчас делает расчеты совместно с Минтрудом, и в этом году уже будет определено, как быть с Конвенцией. Поэтому нам нужно координировать работу, привлекая всех заинтересованных лиц, чтобы определить механизм. Нужно не просто декларативно подписать международный документ, а подписать его с практическим выполнением. Поэтому ратификацию нужно производить, когда есть реальная возможность государства», - уверен Ашуров.
Директор Бюро по правам человека и соблюдению законности Наргис Зокирова подчеркнула, что Конвенцию о правах инвалидов необходимо подписать и ратифицировать. «Мы часто слышим о затратах, которые нужны будут после ратификации, но не слышим о точных цифрах. Некоторые международные организации, например, ООН Женщины лишились больших средств только потому, что Таджикистан не ратифицировал Конвенцию. У нас в стране наблюдается строительный бум. Но вместе с тем, строительные компании просто не учитывают какие-то простые требования: дорожки, лифты, пандусы и т.д. Большие финансовые ресурсы – это просто миф», - сказала Зокирова, призвав международное сообщество более активно работать в этом направлении, чтобы изучить опыт других стран и т.д.