ICJ предупреждает о риске для независимости адвокатов в Таджикистане

ICJ предупреждает о риске для независимости адвокатов в Таджикистане

По завершении своей миссии в Таджикистан, проведённой на прошлой неделе, Международная комиссия юристов (ICJ) призвала власти Таджикистана пересмотреть положения законопроекта, которые способны подорвать независимость юридической профессии. 

Проект закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» предоставит министерству юстиции значительную роль в регулировании доступа к профессии.
В частности, квалификационная комиссия – орган, ответственный за доступ к профессии, будет действовать при Минюсте. Комиссия будет осуществлять свою деятельность под председательством заместителя министра, также будет включать пять адвокатов, одного представителя парламента, одного учёного-правоведа, а также ещё одного представителя министерства юстиции.
Особое беспокойство вызывает тот факт, что все адвокаты должны будут заново пройти процедуру квалификации, осуществляемую данной Комиссией, в течение одного года после вступления закона в силу.
«Проект закона даст начало желаемым реформам, которые объединят разобщённую профессию в единый, независимый Союз адвокатов. Однако значение этих реформ может быть подорвано, в связи с тем, что каждому адвокату необходимо пройти через новый, до сих пор не разработанный процесс квалификации, осуществляемый органом при министерстве юстиции», - сказал судья Эгберт Мейер, комиссар Международной комиссии юристов.
«Данная процедура создаёт риск «очищения» профессии от независимых адвокатов и фактическому главенствованию над адвокатами министерства юстиции, вопреки требованиям основных принципов ООН, касающихся роли юристов», - добавил он.
В соответствии с международными стандартами о роли юристов необходимо создание независимых самостоятельных профессиональных объединений адвокатов, и они должны иметь достаточные полномочия для регулирования профессии, включая и контроль над квалификацией адвокатов.
ICJ считает, что в настоящее время отсутствует последовательность в различающихся процедурах квалификации в разных сегментах юридической профессии в Таджикистане, что препятствует существованию высоких профессиональных стандартов. Эту проблему необходимо решать через единый, независимый и строгий процесс квалификации, находящийся в ведении самих адвокатов, в соответствии с международными стандартами, и рекомендациями Комитета ООН по правам человека, Международной ассоциации юристов и ICJ.
ICJ слышала консенсусное мнение коллегий адвокатов в Таджикистане о том, что предлагаемая роль министерства юстиции умаляет эффективную и независимую работу адвокатов. В Коллегии адвокатов добавили, что эта озабоченность не была принята во внимание в процессе разработки законопроекта.
В ответ на критику со стороны Комитета ООН по правам человека, ранее в этом году министр юстиции заявил, что квалификационная комиссия будет находиться в ведении министерства юстиции лишь в течение переходного периода. Это не отражено в текущем законопроекте. Однако власти заверили ICJ в отсутствии намерений делать роль министерства юстиции в квалификации постоянной.
Миссия ICJ в Таджикистане возглавлял судья Эгберт Мейер, комиссар ICJ и бывший судья Европейского суда по правам человека, в миссию также вошли сотрудники ICJ Роушин Пиллей, директор программы ICJ по Европе, и Тимур Шакиров, правовой советник Программы ICJ по Европе. Во время миссии был проведён круглый стол с коллегиями адвокатов Таджикистана, а также встречи с представителями судебной системы, омбудсменом, Национальным центром по законодательству, неправительственными организациями, а также с первым заместителем министра юстиции.
Миссия ICJ была проведена вслед за публикацией доклада «О независимости юридической профессии в Центральной Азии», в котором был представлен анализ законодательства и практики каждого из пяти государств Центральной Азии, включая Таджикистан, в свете международного права и стандартов, а также были сделаны рекомендации относительно принципов, которыми следует руководствоваться при проведении реформы юридической профессии.