В Таджикистане прошли общественные слушания проекта Концепции по оказанию бесплатной юридической помощи

В Таджикистане прошли общественные слушания проекта Концепции по оказанию бесплатной юридической помощи

Государственная рабочая группа по разработке законопроекта «О гарантированной государством бесплатной юридической помощи» под руководством министерства юстиции РТ и при поддержке Программы ПРООН «Верховенство закона и доступ к правосудию», Таджикского филиала Институт Открытое общество-Фонд Содействия и местного НПО «Бюро по правам человека и соблюдению законности», оказало содействие в проведении общественных слушаний с целью получения рекомендаций и комментариев для улучшения и доработки проекта Концепции «О гарантированной государством бесплатной юридической помощи».

Общественные слушания состоялись 31 июля в Курган-Тюбе (Хатлонская область), 6 августа в Гарме, 13 августа в Худжанде (Согдийская область), и 2 сентября в Душанбе.
Около 80 представителей государственных учреждений, гражданского общества, а также адвокатских объединений и международных организаций приняли участие в презентации и обсуждении Концепции. 
Идея разработки концептуального документа исходит из пилотирования и тестирования моделей и подходов к правовой помощи, которые будут реализованы в Таджикистане. На основе существующих вызовов и извлеченных уроков, полученных от пилотирования, планируется разработать комплексный законопроект, который был бы реализуемый с учетом контекста и сложности правовых вопросов в Таджикистане, особенно с правовыми проблемами, с которыми сталкиваются бедные и маргинальные группы. 
Целью общественных слушаний является повышение осведомленности среди соответствующих государственных учреждений, гражданского общества, а также адвокатских объединений и международных организаций, работающих в области верховенства закона и доступа к правосудию по основным аспектам концептуального документа «О гарантированной государством бесплатной юридической помощи» и получение рекомендаций для доработки документа. 
Так, на завершающих слушаниях в Душанбе представитель Минюста РТ в рабочей группе Абубакр Иномов сообщил, что в РТ право на получение юридической помощи и судебной защиты установлено Конституцией страны, однако пока не создана эффективная единая система оказания бесплатной юридической помощи гражданам РТ. «Адвокатура сталкивается с рядом системных проблем, среди которых низкий уровень профессиональной подготовки, разрозненность в адвокатских рядах, отсутствие системного подхода к повышению профессионального уровня адвокатов. Для решения указанных проблем разработан проект Закона «Об адвокатской деятельности». Другие формы оказания юридической помощи недостаточно урегулированы. Что касается предоставления бесплатной юридической помощи, в законодательстве установлены неэффективные механизмы ее предоставления за счет государственного бюджета – отдельная статья на эти нужды попросту не предусмотрена», - сказал г-н Иномов. 
По его словам, у населения имеется высокая потребность в получении юридической помощи и об этом говорят результаты исследования, проведенного в 2012 году Центром социологических исследований «Зеркало» при поддержке таджикского филиала Института Открытое Общество-Фонд Содействия. Так, одним из препятствий на пути решения своих правовых проблем является низкий доход граждан. «Те граждане, которые имеют малый доход, не смогли решить свои правовые проблемы. Здесь же было выявлено, что основные центры по оказанию правовой помощи не охватывают отдаленные районы. Некоторые джамоаты располагаются на расстоянии 200 км от районного центра. То есть помимо финансового доступа население испытывает трудности с физическим доступом к услугам», - отметил представитель Минюста. 
Г-н Иномов добавил, что целью данной Концепции является определение государственной политики в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью и описании этапов ее формирования и реализации. «Нам необходимо решить несколько задач в рамках Концепции – определить систему оказания бесплатной юридической помощи, определить круг субъектов, которые будут ее оказывать, а также установить перечень категорий лиц, которые имеют право на ее получение. Кроме того, нужно определить перечень категорий дел, по которым может быть оказана бесплатная вторичная юридическая помощь, определить необходимое финансирование различных пилотных моделей и т.д.», - подчеркнул он. 
Раджабмо Бадриддинова, член рабочей группы от Института Уполномоченного по правам человека, разъяснила, что в проекте Концепции бесплатная юридическая помощь делится на две категории – первичную и вторичную. «Рабочая группа во время своих обсуждений придала особое значение этому вопросу. Первичная помощь – это разъяснение прав гражданина, каким образом можно решить проблему, используя все возможности досудебного решения правовой проблемы, чтобы снизить необоснованные временные и финансовые затраты граждан на доступ к адвокату. Такой вид юридической помощи оказывается в форме предоставления правовой информации, юридической консультации и помощи в составлении правовых документов. Особенность этого вида помощи заключается в том, что она предоставляется абсолютно бесплатно для всех граждан и не требует финансовых затрат, необходимых для проезда к месту оказания первичной юридической помощи. То есть ее можно получить в том же джамоате. Что касается вторичной правовой помощи, то она включает составление процессуальных документов, защиту от уголовного преследования, представительство граждан в судах», - отметила г-жа Бадриддинова.
В ходе слушаний разгорелась дискуссия относительно того, кто должен оказывать первичную юридическую помощь. По мнению участника слушаний, юриста Алишера Маджидова, ее должны оказывать исключительно адвокаты. «Адвокаты считают, что институт адвокатуры - классический, который существовал на протяжении всей истории таджикского государства с советского периода и оказывал юридическую помощь. Что касается качества юридической помощи - качество обеспечивается только тогда, когда есть определенные четкие механизмы, отслеживающие это качество. А качество отслеживается путем контроля и определенных санкций по отношению к тем, кто оказывает юридическую помощь. Есть и такой риск: когда гражданин обращается в джамоат с жалобой на действия или решение должностных лиц того же самого джамоата, то, естественно, у юристов возникает конфликт интересов. Юрист джамоата никогда не будет помогать гражданину отстоять свои права в интересах его же коллеги через стенку», - убежден г-н Маджидов. 
Он отметил, что в стране большое количество адвокатов и почему бы этих адвокатов не интегрировать в эту систему оказания бесплатной юридической помощи. «Дело в том, что на сегодня отсутствует эффективный механизм взаимодействия государства с адвокатским сообществом. Вот в чем проблема. Даже в соседних государствах постсоветского пространства существует упрощенный механизм – адвокаты оказывают помощь, отчитываются Минюсту, тот в конце года подводит итоги, готовит отчет и планирует статью расходов в государственном бюджете на эти нужды. И не нужно изобретать велосипед», - подчеркнул юрист. 
На это г-н Иномов отметил, что в ходе слушаний поступило предложение создать отдельный штат при джамоатах для предоставления первичной помощи, потому что многочисленные исследования показали, что при возникающих проблемах население первым делом идет за советом к старейшине джамоата. При этом предусмотрена электронная система, контроль за качеством предоставления помощи. 
«Что касается первичных консультаций, то в соответствии со ст. 14 закона «О местном самоуправлении» государство имеет возложенные полномочия по выполнению определенных функций со стороны джамоатов. В настоящее время джамоаты выполняют 3 нотариальных действия и 4 функции ЗАГС. Фактически работа подразумевает под собой наличие юриста. Ответственный секретарь джамоата, на которого возложены эти действия, настолько занят, что он передает это другому секретарю или волонтеру. Есть смысл привлечь штатного юриста на уровне предоставления юридических консультаций. То есть гражданин, не выходя за пределы джамоата, может обратиться к юристу. Мы должны определиться с пилотными джамоатами, какие из них являются показателем, какие из них стоит опробировать. Что касается обеспечения адвокатами, то в ГБАО, самом большом регионе РТ, всего лишь 4 адвоката. Как мы можем обеспечить право на защиту, если фактически адвокатов там нет? Такая же ситуация и в Муминабаде и Горной Матче. Я был сельском совете Калининабад района Гончи, который находится в 60 км от райцентра, но там такое бездорожье, ездит только такси за 100 сомони. Я сам испытал, насколько тяжело из Калининабада добираться до райцентра для получения первичной консультации, когда этот вопрос можно решить на уровне джамоата. Человек вынужден за 100 сомони ехать в Гончи, потом обратно – это еще 100 сомони, причем вечером никто из таксистов не ездит, он вынужден переночевать, а это опять затраты. Это проблема физического доступа населения к юристу. Поэтому мы посчитали, что это не обязательно должен быть адвокат, путь на уровне джамоата будет человек, который правильно направит и определит координацию действий человека, столкнувшегося с правовой проблемой», - обосновал свое видение г-н Иномов. 
По его словам, когда разрабатывался проект Концепции, не было никаких вопросов по поводу того, кто будет оказывать вторичную помощь – несомненно, адвокаты. «Эту Концепцию мы старались донести до всех госорганов. Но все должны понимать, что никакой разницы не будет, если первичную помощь будут оказывать адвокаты либо человек, обладающий юридическими знаниями. Лучше этот вопрос еще раз всем обсудить», - добавил г-н Иномов. 
Представитель ОО «Право и процветание» Фаррух Хайруллоев поинтересовался вопросом, на кого распространяется Концепция – исключительно на граждан РТ? Представители рабочей группы ответили. Что Концепция – это видение будущего законодательства в отношении граждан, и конечно, субъектами будущего закона будут только граждане РТ, но есть исключения – беженцы и лица без гражданства. Г-н Хайруллоев предложить включить в пилотные районы места компактного проживания беженцев, где им разрешено проживать. 
Лариса Александрова, директор Общественного фонда «Ваш выбор», которая также входит в рабочую группу, рассказала о пилотировании бесплатной юридической помощи. «Каковы цели пилотирования двух видов помощи? В отношении первичной – это оценка целостности и управляемости государственной системой оказания первичной юридической помощи, а также доступность как географическая в обеспечении населения бесплатной юридической помощью, так и экономическая доступность, потому что она будет бесплатной для всех категорий граждан. 
Что касается вторичной правовой помощи, то цель – установление прозрачного и эффективного механизма оказания бесплатной вторичной юридической помощи, оценка взаимодействия государства с адвокатским сообществом по оказанию вторичной правовой помощи, оплата, установление определенных ставок за оказание адвокатами своих услуг. 
Пилотирование начинается с того что мы принимаем постановление правительства РТ по пилотированию этих моделей. То есть мы с самого начала в рабочей группе решили, что без постановления правительства эта концепция это пилотирование работать не будет. То есть нужен обязательно нормативный акт, который бы явился катализатором. 
Что касается количества регионов, которые будет охватывать пилотирование, то изначально были другие цифры, сейчас эти цифры поменялись, еще это будет обсуждаться между правительством и донорским сообществом, сколько будет государственных бюро, сколько будет штатных единиц в джамоатах, какие джамоаты будут охвачены», - отметила г-жа Александрова. 
Участники слушаний предложили ряд других рекомендаций по улучшению проекта Концепции. Среди них - консолидация и использование существующих моделей предоставления юридической помощи; определение самых необходимых регионов для пилотирования моделей правовой помощи, которые могут быть изложены в этом документе; включая деятельность для повышения правовой грамотности и стратегии развития потенциала для организаций, предоставляющих юридическую помощь с целью обеспечения качественных юридических консультаций.
Проект концептуального документа будет доработан государственной рабочей группой и будет предоставлен правительству Республики Таджикистан к концу этого года.